Муниципальное образовательное учреждение
«Гимназия №5».
Рабочая программа по математике (5В класс).
Учитель: Кобец Анна Викторовна.
г. Юбилейный. 2012 - 2013гг.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Авторская программа Жохова В.И. (Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы. Мнемозина, 2009) составлена на основе обязательного минимума содержательной области образования «Математика», а также на основе федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по математике.
Программа соответствует учебнику «Математика. 5 класс» для общеобразовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд –М. Мнемозина, 2004-2012 гг. Этот учебник обеспечивает преемственность курсов математики в начальной школе и курсов алгебры в последующих классах для большинства программ, позволяет проводить разноуровневое обучение и качественную подготовку школьников к изучению курсов алгебры и геометрии (в том числе стереометрии) в старших классах, а также смежных дисциплин — физики, химии, географии и др.
Программа составлена на основе Базисного учебного плана 2004 г. Согласно учебному плану МОУ «Гимназия №5» за счет вариативной части Базисного плана учебное время увеличено до 6 уроков в неделю, поэтому программа рассчитана на 204 часа в год.
Цели и задачи рабочей программы.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
• воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Результаты обучения:
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки.
Требования к уровню подготовки выпускников 5 класса.
В результате изучения математики ученик должен знать/понимать:
- как используются математические формулы и уравнения; примеры их применения для решения задач;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия.
Уметь:
- выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, операции с обыкновенными дробями;
- переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь – в виде процентов;
- округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через мелкие и наоборот;
- решать текстовые задачи;
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
- решать линейные уравнения;
- решать текстовые задачи алгебраическим методом;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
- извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках;
- составлять таблицы, строить диаграммы;
- вычислять средние значения результатов измерений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения несложных практических расчетных задач;
- устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычислений;
- интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
- выполнения расчетов по формулам; нахождение нужной формулы в справочных материалах;
- интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков и таблиц.
Перечень учебников и средств обучения и воспитания.
УМК для учеников:
- Учебник "Математика" 5 класс. Авт.: Н. Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Мнемозина 2004 – 2012.
Учебник соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по математике и входит в Федеральный перечень. - Дидактические материалы по математике для 5 класса. Авт.:А.С.Чесноков, К.И. Нешков. Классикс Стиль,2010.
Методическая литература:
- Программа "Математика" 5-6 классы. Авт.-сост. В.И. Жохов
- Методические рекомендации для учителя. Преподавание математики в 5-6 класссах. Автор В.И. Жохов
- Контрольные работы "Математика" 5, 6 классы. Авт.: В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева
- Математические диктанты 5 класс. Авт.: В.И. Жохов, И.М. Митяева
- Математический тренажер 5, 6 классы. Авт.: В.И. Жохов, В.Н. Погодин. Мнемозина 2010.
- Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса. Авторы: А.П.Ершова, В.В.Голобородько. Илекса
- Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля «Математика 5» Авторы: Гусева И.Л. и др. Интеллект-Центр.
Электронные учебные пособия:
Математика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2003.
Учебное интерактивное пособие к учебнику Н.Я. Виленкина «Математика» 5 класс. Мнемозина 2009.
Учебно-тематический план.
Параграф учебника |
Наименование тем |
Количество часов |
§ 1 |
Натуральные числа и шкалы. |
18 уроков |
§ 2 |
Сложение и вычитание натуральных чисел |
24 урока |
§ 3 |
Умножение и деление натуральных чисел |
30 уроков |
§ 4 |
Площади и объемы |
16 уроков |
§ 5 |
Обыкновенные дроби |
29 уроков |
§ 6 |
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей |
18 уроков |
§ 7 |
Умножение и деление десятичных дробей |
32 урока |
§ 8 |
Инструменты для вычислений и измерений |
20 уроков |
|
Итоговое повторение курса математики 5 класса |
17 уроков |
Всего уроков |
204 урока |
Календарно – тематическое планирование уроков.
Сроки прове дения |
№ урока |
Разделы и темы уроков |
Форма проведения |
Форма контроля |
|||
|
|
Натуральные числа и шкалы (18 уроков) |
|
||||
1.09-21.09 |
1-3 |
Обозначение натуральных чисел. |
Урок-игра. Комбинированный урок. Урок-повторение. |
Устный счет. Самостоятельная (диагностическая) работа. |
|||
4-7 |
Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. |
Устная работа |
|||||
8-10 |
Плоскость, прямая, луч. |
Практическая работа |
|||||
11-13 |
Шкалы и координаты. |
Самостоятельная работа |
|||||
14-17 |
Меньше или больше. |
Тест |
|||||
18 |
Контрольная работа №1 по теме «Натуральные числа и шкалы» |
||||||
22.09-19.10 |
|
Сложение и вычитание натуральных чисел (24 урока) |
|
||||
|
19-24 |
Сложение натуральных чисел и его свойства. |
Комбинированный урок. Урок-игра. Урок-решение задач. |
Устный счет. Самостоятельная работа. Тест. |
|||
25-29 |
Вычитание. |
||||||
4.10-6.10 |
30 |
Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» |
|||||
|
31-34 |
Числовые и буквенные выражения. |
Комбинированный урок. Урок-игра. Урок-решение задач. Урок-обобщение и систематизация знаний. |
Устный счет. Самостоятельная работа. Тест. |
|||
|
35-37 |
Буквенная запись свойств сложения и вычитания. |
|||||
|
38-41 |
Уравнение |
|||||
17.10-19.10 |
42 |
Контрольная работа №3 по теме «Числовые и буквенные выражения. Уравнение» |
|||||
20.10-4.11 |
|
Умножение и деление натуральных чисел (30 уроков) |
|
||||
43-48 |
Умножение натуральных чисел и его свойства |
Комбинированный урок. Урок-практикум. Урок-решение задач. |
Устный счет. Самостоятельная работа. Тест. |
||||
49-55 |
Деление. |
||||||
11.11-1.12 |
56-58 |
Деление с остатком |
|||||
59 |
Контрольная работа №4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел» |
||||||
60-66 |
Упрощение выражений |
Комбинированный урок. Урок-практикум. Урок-решение задач. |
Устный счет. Самостоятельная работа. Тест. |
||||
67-69 |
Порядок выполнения действий. |
||||||
70-71 |
Квадрат и куб |
||||||
72 |
Контрольная работа №5 по теме «Упрощение выражений» |
||||||
2.12-20.12 |
|
Площади и объемы (16 уроков) |
|
||||
73-75 |
Формулы |
Комбинированный |
Устная работа |
||||
76-78 |
Площадь. Формула площади прямоугольника |
Комбинированный |
Практическая работа |
||||
79-82 |
Единицы измерения площадей |
Комбинированный |
Самостоятельная работа |
||||
83,84 |
Прямоугольный параллелепипед |
Урок-практикум |
Практическая работа (виртуальная лаборатория) |
||||
85-87 |
Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда |
Комбинированный |
Самостоятельная работа |
||||
18.12-20.12 |
88 |
Контрольная работа №6 по теме «Площади и объемы» |
|||||
21.12-4.02 |
|
Обыкновенные дроби (29 уроков) |
|
||||
21.12- 21.01 |
89-91 |
Окружность и круг |
Комбинированный урок. Урок-игра. Урок-решение задач. Урок-обобщение и систематизация знаний. |
Устный счет. Самостоятельная работа. Тест. |
|||
92-96 |
Доли. Обыкновенные дроби |
||||||
97-99 |
Сравнение дробей |
||||||
100-102 |
Правильные и неправильные дроби |
||||||
103 |
Контрольная работа №7 по теме «Доли и дроби» |
||||||
22.01-4.02 |
104-107 |
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями |
Комбинированный урок. Урок-игра. Урок-решение задач. Урок-обобщение и систематизация знаний. |
Устный счет. Самостоятельная работа. Тест. |
|||
108-110 |
Деление и дроби |
||||||
111-113 |
Смешанные числа |
||||||
114-116 |
Сложение и вычитание смешанных чисел |
||||||
117 |
Контрольная работа №8 по теме «Обыкновенные дроби» |
||||||
5.02-25.02 |
|
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (18 уроков) |
|
||||
118-120 |
Десятичная запись дробных чисел |
Комбинированный урок. Урок-игра. Урок-решение задач. Урок-обобщение и систематизация знаний. |
Устный счет. Самостоятельная работа. Тест. |
||||
121-124 |
Сравнение десятичных дробей |
||||||
125-131 |
Сложение и вычитание десятичных дробей |
||||||
132-134 |
Приближенные значения чисел. Округление чисел |
||||||
135 |
Контрольная работа №9 по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» |
||||||
26.02-11.04 |
|
Умножение и деление десятичных дробей (32 урока) |
|
||||
136-139 |
Умножение десятичных дробей на натуральные числа |
Комбинированный урок. Урок-практикум. Урок-игра. Урок-решение задач. Урок-обобщение и систематизация знаний. |
Устный счет. Самостоятельная работа. Тест. |
||||
140-145 |
Деление десятичных дробей на натуральные числа |
||||||
146 |
Контрольная работа №10 по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа» |
||||||
147-152 |
Умножение десятичных дробей |
Комбинированный урок. Урок-практикум. Урок-игра. Урок-решение задач. Урок-обобщение и систематизация знаний. |
Устный счет. Самостоятельная работа. Тест. |
||||
153-158 |
Деление десятичных дробей |
||||||
159-161 |
Деление на десятичную дробь |
||||||
162-166 |
Среднее арифметическое |
||||||
167 |
Контрольная работа №11 по теме «Умножение и деление десятичных дробей» |
||||||
12.04-6.05 |
|
Инструменты для вычислений и измерений (20 уроков) |
|
||||
168-169 |
Микрокалькулятор |
Комбинированный урок. Урок-решение задач. Урок-игра. Урок- обобщение и систематизация знаний. |
Устный счет. Самостоятельная работа. Тест. |
||||
170-175 |
Проценты |
||||||
176 |
Контрольная работа №12 по теме «Проценты» |
||||||
177-180 |
Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник |
Урок-лекция. Урок-практикум. Комбинированный урок. |
Устный счет. Самостоятельная работа. Практическая работа. |
||||
181-184 |
Измерение углов. Транспортир |
||||||
185-186 |
Круговые диаграммы |
||||||
187 |
Контрольная работа № 13 по теме «Углы. Диаграммы» |
||||||
7.05-28.05 |
188-204 |
Итоговое повторение курса математики 5-го класса |
Итоговая контрольная работа. |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|