Муниципальное образовательное учреждение
«Гимназия №5».
Рабочая программа по математике (6 Б, В классы).
Учитель: Кобец Анна Викторовна.
г. Юбилейный, 2012 – 2013гг.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Авторская программа Жохова В.И. (Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы. Мнемозина, 2009) составлена на основе обязательного минимума содержательной области образования «Математика», а также на основе федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по математике.
Программа соответствует учебнику «Математика. 6 класс» для общеобразовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд –М. Мнемозина, 2004-2012 гг. Этот учебник обеспечивает преемственность курсов математики в начальной школе и курсов алгебры в последующих классах для большинства программ, позволяет проводить разноуровневое обучение и качественную подготовку школьников к изучению курсов алгебры и геометрии (в том числе стереометрии) в старших классах, а также смежных дисциплин — физики, химии, географии и др.
Программа составлена на основе Базисного учебного плана 2004 г. Согласно учебному плану МОУ «Гимназия №5» за счет вариативной части Базисного плана учебное время увеличено до 6 уроков в неделю, поэтому программа рассчитана на 204 часа в год.
Цели и задачи рабочей программы.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
• воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Требования к уровню подготовки выпускников 6 класса.
В результате изучения математики ученик должен
Знать/понимать
- как используются математические формулы и уравнения; примеры их применения для решения задач;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющий решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Уметь
- выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, операции с обыкновенными дробями;
- переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь – в виде процентов;
- выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные числа; находить значения числовых выражений;
- округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через мелкие и наоборот;
- решать текстовые задачи;
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
- решать линейные уравнения;
- решать текстовые задачи алгебраическим методом;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
- извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках;
- составлять таблицы, строить диаграммы;
- вычислять средние значения результатов измерений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения несложных практических расчетных задач;
- устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычислений;
- интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
- выполнения расчетов по формулам; составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождение нужной формулы в справочных материалах;
- описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
- интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков и таблиц.
Перечень учебников и средств обучения и воспитания.
УМК для учеников:
- Учебник "Математика" 6 класс. Авт.: Н. Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Мнемозина 2004 – 2010.
Учебник соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по математике и входит в Федеральный перечень. - Математический тренажер 5, 6 классы. Авт.: В.И. Жохов, В.Н. Погодин. Мнемозина 2010.
Методическая литература:
- Программа "Математика" 5-6 классы. Авт.-сост. В.И. Жохов
- Методические рекомендации для учителя. Преподавание математики в 5-6 класссах. Автор В.И. Жохов
- Контрольные работы "Математика" 5, 6 классы. Авт.: В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева
- Математические диктанты 6 класс. Авт.: В.И. Жохов, И.М. Митяева
- Дидактические материалы по математике для 6 класса. Авт.:А.С.Чесноков, К.И. Нешков. Классикс Стиль,2009.
- Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса. Авторы: А.П.Ершова, В.В.Голобородько. Илекса.
- Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля «Математика 6» Авторы: Гусева И.Л. и др. Интеллект-Центр.
Электронные учебные пособия:
Математика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2003.
Учебное интерактивное пособие к учебнику Н.Я. Виленкина «Математика» 6 класс. Мнемозина 2009.
Учебно-тематический план.
Параграф учебника |
Наименование тем |
Количество часов |
§ 1 |
Делимость чисел |
24 урока |
§ 2 |
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями |
26 уроков |
§ 3 |
Умножение и деление обыкновенных дробей |
37 урок |
§ 4 |
Отношения и пропорции |
21 урок |
§ 5 |
Положительные и отрицательные числа |
16 уроков |
§ 6 |
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел |
13 уроков |
§ 7 |
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел |
15 уроков |
§ 8 |
Решение уравнений |
16 уроков |
§ 9 |
Координаты на плоскости Повторение. Решение задач |
16 уроков 20 уроков |
Всего уроков |
204 урока |
|
|
Календарно – тематическое планирование уроков.
Сроки прове дения |
№ урока |
Разделы и темы уроков |
Форма проведения |
Форма контроля |
|||||
|
|
Делимость чисел (24 урока) |
|
||||||
1.09-28.09 |
1-3 |
Делители и кратные |
Урок-игра. Комбинированный урок. Урок-повторение. Урок-решение задач. Урок-обобщение и систематизация знаний. |
Устный счет. Самостоятельная (диагностическая) работа. Тест. |
|||||
4-6 |
Признаки делимости на 10,на 5 и на 2 |
||||||||
7-9 |
Признаки делимости на 9 и на 3 |
||||||||
10-12 |
Простые и составные числа |
||||||||
13-15 |
Разложение на простые множители |
||||||||
16-19 |
Наибольший общий делитель. Взаимно-простые числа |
||||||||
20-23 |
Наименьшее общее кратное |
||||||||
24 |
Контрольная работа №1 по теме «Делимость чисел» |
||||||||
29.09-30.10 |
|
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (26 уроков) |
|
||||||
|
25-27 |
Основное свойство дроби |
Комбинированный урок. Урок-игра. Урок-решение задач. |
Устный счет. Самостоятельная работа. Тест. |
|||||
28-30 |
Сокращение дробей |
||||||||
|
31-34 |
Приведение дробей к общему знаменателю |
Урок-практикум. Урок-решение задач. Урок-обобщение и систематизация знаний. |
Устный счет. Самостоятельная работа. Тест. |
|||||
|
35-41 |
Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями |
|||||||
18.10-20.10 |
42 |
Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» |
|||||||
|
43-49 |
Числовые и буквенные выражения. |
Комбинированный урок. Урок-игра. Урок-решение задач. Урок-обобщение и систематизация знаний. |
Устный счет. Самостоятельная работа. Тест. |
|||||
28.10-30.10 |
50 |
Контрольная работа №3 по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»» |
|||||||
31.10-19.12
|
|
Умножение и деление обыкновенных дробей (37 уроков) |
|
||||||
51-56 |
Умножение дробей |
Комбинированный урок. Урок-практикум. Урок-решение задач. |
Устный счет. Самостоятельная работа. Тест. |
||||||
57-61 |
Нахождение дроби от числа |
||||||||
62-66 |
Применение распределительного свойства умножения |
||||||||
67 |
Контрольная работа №4 по теме «Умножение обыкновенных дробей» |
||||||||
68-70 |
Взаимно-обратные числа |
Комбинированный урок. Урок-практикум. Урок-решение задач. |
Устный счет. Самостоятельная работа. Тест. |
||||||
71-76 |
Деление обыкновенных дробей |
||||||||
77 |
Контрольная работа №5 по теме «Деление обыкновенных дробей» |
||||||||
78-83 |
Нахождение числа по его дроби |
Комбинированный урок. Урок – решение задач. |
Устная работа. Самостоятельная работа. |
||||||
84-87 |
Дробные выражения |
Комбинированный. Урок – практикум. |
Практическая работа. |
||||||
88 |
Контрольная работа №6 по теме «Умножение и деление обыкновенных дробей» |
||||||||
20.12-27.01 |
|
Отношения и пропорции (21 урок) |
|
||||||
89-93 |
Отношения |
Комбинированный урок. Урок – решение задач. Урок-обобщение и систематизация знаний. |
Устный счет. Самостоятельная работа. Тест. |
||||||
94-97 |
Пропорции |
||||||||
98-101 |
Прямая и обратная пропорциональные зависимости |
||||||||
15.01-17.01 |
102 |
Контрольная работа №7 по теме «Отношения и пропорции» |
|||||||
18.01-27.01 |
103-105 |
Масштаб |
Комбинированный урок. Урок-игра. Урок-решение задач. |
Устный счет. Практическая работа. Самостоятельная работа. Тест. |
|||||
106-108 |
Длина окружности и площадь круга |
||||||||
109-110 |
Шар |
||||||||
111 |
Контрольная работа №8 по теме «Масштаб. Длина окружности и площадь круга. Шар» |
||||||||
|
|
Положительные и отрицательные числа (16 уроков) |
|
||||||
28.01-15.02 |
112-115 |
Координаты на прямой |
Комбинированный урок. Урок-игра. Урок-решение задач. Урок-обобщение и систематизация знаний. |
Устный счет. Самостоятельная работа. Тест. |
|||||
116-118 |
Противоположные числа |
||||||||
119-121 |
Модуль числа |
||||||||
122-124 |
Сравнение чисел |
||||||||
125-126 |
Изменение величин |
|
|
||||||
127 |
Контрольная работа №9 по теме «Положительные и отрицательные числа» |
||||||||
16.02-1.03 |
|
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (13 уроков) |
|
||||||
128-129 |
Сложение чисел с помощью координатной прямой |
Комбинированный урок. Урок-игра. Урок-решение задач. Урок-обобщение и систематизация знаний. |
Устный счет. Самостоятельная работа. Тест. |
||||||
130-132 |
Сложение отрицательных чисел |
||||||||
133-135 |
Сложение чисел с разными знаками |
||||||||
136-139 |
Вычитание |
||||||||
140 |
Контрольная работа №10 по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел» |
||||||||
2.03-18.03 |
|
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (15 уроков) |
|
||||||
141-143 |
Умножение |
Комбинированный урок. Урок-практикум. Урок-игра. Урок-решение задач. Урок-обобщение и систематизация знаний. |
Устный счет. Самостоятельная работа. Тест. |
||||||
144-147 |
Деление |
||||||||
148-150 |
Рациональные числа |
||||||||
|
|
||||||||
151 |
Контрольная работа №11 по теме «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел» |
||||||||
152-155 |
Свойства действий с рациональными числами |
Комбинированный урок. |
Устный счет. Самостоятельная работа. |
||||||
19.03-15.04 |
|
Решение уравнений (16 уроков) |
|
||||||
156-159 |
Раскрытие скобок |
Урок-лекция. Урок-практикум. Комбинированный урок. |
Устный счет. Самостоятельная работа. Практическая работа. Тест. |
||||||
160-161 |
Коэффициент |
||||||||
162-165 |
Подобные слагаемые |
||||||||
7.04-9.04 |
166 |
Контрольная работа № 12 по теме «Подобные слагаемые. Раскрытие скобок» |
|||||||
71-73 |
167-171 |
Решение уравнений |
Комбинированный урок. |
Устный счет. Самостоятельная работа. |
|||||
13.04-15.04 |
172 |
Контрольная работа № 13 по теме «Решение уравнений» |
|||||||
16.04-6.05 |
|
Координаты на плоскости (16 уроков) |
|
||||||
|
173-174 |
Перпендикулярные прямые |
Урок-лекция. Урок-практикум. Комбинированный урок. |
Устный счет. Самостоятельная работа. Практическая работа. |
|||||
|
175-177 |
Параллельные прямые |
|||||||
|
178-181 |
Координатная плоскость |
|||||||
|
182,183 |
Столбчатые диаграммы |
|||||||
|
184-187 |
Графики |
|||||||
4.05-6.05 |
188 |
Контрольная работа №14 по теме «Координаты на плоскости» |
|||||||
7.05-28.05 |
189-204 |
Итоговое повторение курса математики 6-го класса (20 уроков) |
Итоговая контрольная работа. |
||||||