Математический дистанционный кружок при МЦНМО

Организация внеклассной работы с учащимися

в форме дистанционного кружка при МЦНМО

 

 

В 2011 – 2012 году мною была организована работа дистанционного математического кружка для учащихся 5-х классов при Московском Центре Непрерывного Математического Образования.

 Куратор кружка из МЦНМО один раз в неделю присылает по электронной почте задания с подробными методическими указаниями, я, как руководитель кружка, провожу занятие и отправляю куратору отчет в виде электронного журнала.

Основные принципы проведения кружка:

 

Главная цель математического кружка – заинтересовать детей в занятиях математикой, научить самостоятельно рассуждать, решать нестандартные задачи.

Занятия должны приносить радость школьникам и учителю!

Работа на кружке должна быть во многом индивидуальной, поскольку у детей разный темп решения задач, а самостоятельное решение задач наиболее полезно.

Важно, чтобы ребята искали свои подходы к решению задач, учились формулировать и обосновывать свои мысли, логически рассуждать.

 

Оценивание. Нежелательно оценивать работу ребят на кружке школьными оценками, лучше похвалить за удачно решенную задачу, сказать: «Молодец», а школьников, у которых что-то не получается, подбодрить, сказать что получится в следующий раз. Важно на первых занятиях не отпугнуть ребят, не у всех получается сразу показать свои способности. Если у ребенка что-то не получается, то лучше решить задачу с ним вместе так, чтобы ему казалось, что это его решение. Желательно, чтобы школьник получал удовольствие от самого процесса решения задач.

 

Ошибки. Если школьник предлагает неверный ответ, то не надо сразу говорить ему об этом. Спросить, как он рассуждал, понять в чем его ошибка и постараться, чтобы он ее сам увидел. Важно, чтобы ученик понял свою ошибку, а не просто поверил авторитету учителя. В некоторых задачах, полезно не указать на ошибку прямо, а привести контрпример (конкретный пример, опровергающий рассуждение или ответ), показывающий, что ошибка есть.

Часто неверное решение получается из-за неверного прочтения условия задачи. В этом случае посоветуйте школьнику перечитать условие (возможно даже вслух).

 

Важно научить ребенка связно рассказывать решение: когда он уже решил задачу, объясните ребенку, как можно рассказать это же решение лучше. Школьников, особенно 7-8 классов, полезно пытаться учить записывать решения, но не надо слишком на этом настаивать, так как это может отбить у ребят охоту ходить на кружок.

 

Общение. Во всех вариантах проведения кружка возможно, чтобы школьники решали задачи в группах, рассказывали решения друг другу, а только потом учителю. Будет хорошо, если школьники научатся решать задачи вместе, в ходе коллективного обсуждения (а не так, что один решает и рассказывает остальным, хотя это тоже иногда бывает полезно). Если стихийно возникает обсуждение какой-то задачи, которое не мешает общей работе кружка, то надо его поощрять.

     Полезно обсуждать разные решения задачи, давать рассказывать школьникам оригинальные идеи, указывать на связи между разными задачами.

     Можно оставлять школьникам не разобранные задачи для решения дома и обсуждать их на следующем занятии.

 

Задания кружка распечатываются и раздаются каждому школьнику.

 

Для отчетности о занятиях ведется журнал кружка с учетом посещаемости школьников и отметкой о сдаче заданий. Предлагается в файле journal.xls возможный (но не обязательный) вид такого журнала.

 

Есть несколько различных вариантов формы проведения кружка.

В зависимости от темы занятия и предлагаемых задач, я использовала различные формы работы – индивидуальные, групповые, игровые и др. Иногда мы работали под музыку, что придавало нашим занятиям необыкновенную эмоциональную окраску.

Опишу несколько возможных вариантов проведения занятия:

- Дети сидят на местах и поднимают руку, когда что-нибудь решили. Учитель подходит, обсуждает решение, засчитывает задачу или указывает на ошибку. При этом, если ребенок долго не поднимает руку, надо сесть рядом с ним и поговорить, узнать, что он делает, дать подсказку или предложить порешать другую задачу. При этом в начале занятия бывает полезно обсудить пару вводных задач у доски.

- Учитель сидит за своим столом, а школьники, желающие рассказать решение, подходят к нему. При этом надо не забывать про школьников, которые не подходят, потому что у них ничего не получается. Если есть простая задача и почти все школьники ее решили и хотят сдать, то лучше разобрать ее у доски или попросить рассказать у доски одного из школьников.

- Ребята получают тексты задач для ознакомления на дом. Им предлагается решить задачи по выбору, а на занятии решения обсуждаются. Причем рассказываются решения в основном силами самих ребят. Учитель помогает правильно сформулировать мысли. Если рассказчик допускает ошибку – учитель может обратиться к остальным ребятам, чтобы они помогли ее исправить. А так же может прокомментировать решение, рассказать другой способ и т.п.

 

В кружке 5-6 класса можно предложить ребятам оформить на альбомном листе с рисунками понравившуюся им задачу. Так как дети еще маленькие и любят рисовать, то это только помогает. При этом ребята учатся правильно записывать решения задач, что тоже очень важно. Таким образом, образуется копилка с иллюстрированными решенными задачами - их можно где-то вывешивать. Это поможет заинтересовать и других детей.

 

 

Пример отзыва о проведенном занятии:

№1 Решена всеми детьми, сложностей и интереса не вызвала, ребята считают ее легкой. Решали, в основном "обратным ходом".

№2   Решена практически всеми, логические задачи понравились, можно решать посложнее.

№3   15 учащихся совершили ошибки в подсчете фишек, задачу с желанием объяснили сами учащиеся. Хорошая задача.

№4   Задача решена всеми. Ребята считают ее легкой.

№5   Очень понравилась задача. Споров было много. Сложности в объяснении правильного ответа. Здесь итог в объяснении подводил учитель.

№6   Большая часть детей решила неправильно. Непонимание на рыболовные темы. Понятие "улов" вызывало сложности. Решение и объяснение медленно с рисунками делал учитель. Очень хорошая задача.

№7   Задачу решили больше половины учащихся правильно и представили решение одноклассникам. Задача понравилась.

№8.   Задачу решили не многие. Но решение представляли с иллюстрациями. Есть трудности в словесном описании подобных задач, в построении цепочки рассуждений.

№9   Сложная задача. Решение разбиралось с учителем. Но от решения таких задач отказываться нельзя. У ребят есть азарт, даже у тех, кто слабо успевает.

Комментарии:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить